Проблемами современного этапа развития школ здоровья и опытом организации таких школ в поликлиниках № 7 и 12 г. Тюмени делится ПОТАПОВ Александр Петрович, врач-кардиолог, к.м.н.
Главный вопрос сегодня — нужны ли вообще школы здоровья, по крайней мере в существующих формах? Наш пятилетний опыт проведения таких школ для кардиологических пациентов свидетельствует - безусловно нужны! И форма в принципе не плохая, и эффективность есть. Другое дело — как учить и чему можно научиться в этих школах?
Если человек за всю жизнь не научился чистить зубы или мыть руки перед едой — на рубеже своего 50-ти а то и 60-ти летнего юбилея вряд ли он вдруг станет этому учиться. С другой стороны, практически все наши пациенты самостоятельно и без особых затруднений осваивают тонометры, термометры, электронные весы и прочую домашнюю медицинскую утварь. Потому что вся эта техника — бытового медицинского назначения, и для ее правильного использования достаточно инструкции, а не лекции профессора медицины. А учить человека гигиене и прочим правилам здорового образа жизни надо в детском саду, а еще лучше - непосредственно у материнской груди. И делать это должны как раз те, кто и должен — родители, нянечки, воспитатели, учителя, детские врачи, наконец, которых для этого специально готовят, и сертификаты у них соответствующие имеются... Еще хуже дело обстоит с попытками разъяснения правил лечения — проще сразу всех принять на первый курс мединститута. Современные таблетки — это не леденцы, любое их использование сопряжено с колоссальным риском для жизни и здоровья, а предусмотреть все возможные реакции на тот или иной препарат невозможно. Поэтому начинать любую фармакотерапию лучше всего в стационарных условиях (что, кстати сказать, раньше и делалось), а не разъяснять на лекциях, что у такого-то процента пациентов может быть сыпь, а у такого-то — понос... Плохое подспорье в этом деле - вкладыши к лекарствам, которые сплошь и рядом ориентированы строго на врачей-специалистов, и, чтобы их понять, необходимо наличие не только высшего медицинского образования, но и обладание хоть-каким-нибудь опытом практической работы. Даже врачи иногда не могут продраться через дебри фармакодинамики-кинетики, которыми пестрят эти вкладыши, к тому же гинеколог не способен до конца уяснить вкладыш кардиологического препарата, а кардиолог — соответственнно гинекологического.
Большинство наших сограждан — не-медиков в большинстве инструкций к лекарством в состоянии до конца понять только два слова: «противопоказано» и с «осторожностью». Поэтому и велик процент самовольного прекращения или вовсе отказа от лечения теми или иными таблетками. Объяснение особенностей применения назначенных средств — удел лечащего врача и фармацевта, непосредственно контактирующих с пациентом и несущих за это ответственность. Вплоть до уголовной. Кроме шуток.
Так чему же мы учим слушателей нашей школы здоровья? И чему у нас можно научиться? Наша школа призвана прежде всего давать пациентам информацию. Причем только объективную. С одной стороны, люди буквально задыхаются от дефицита достоверных сведений о способах сохранения здоровья, с другой — захлебываются в океане дезинформации. Непримиримая информационная война бушует вокруг нас, причем война не на жизнь, а на смерть. Буквально! В рукопашной сошлись фармацевтические компании и сетевой маркетинг, сторонники учения Порфирия Иванова и любители телепроекта «Малахов плюс», поклонники китайской медицины и «народные» целители, полузабытые Кашпировский, Чумак, Джуна, Гробовой и многие-многие другие - только ленивый не вступил в схватку за жизни и кошельки наших сограждан. Причем эти кошельки и души — относительно легкая добыча, так как слабость к недобросовестной рекламе — национальная черта характера в РФ. Противопоставить потокам лжи и псевдоцелительных советов можно только твердо установленные и проверенные научные факты. Что мы и делаем. Порой поражает и кругозор пациентов. Наповал. Пример? Недавно мы проводили занятие в нашей школе по проблеме нетрадиционных методов лечения в кардиологии. Коснулись вопроса эффективности аппарата «Онега». Кто не знает - чудо-прибор «Онега» (цена в магазинах от 2 до 8 тыс. руб) — это набор металлических зубьев, соединенных между собой проволокой. Гипотетически, если приложить такое устройство к шее (или к спине, животу, голове — и далее — по прилагаемому списку), то между зубьями прибора может возникнуть электрическая цепь из-за разности кожных электрических потенциалов, возможно - потечет слабый электрический ток, который и вылечит ваши шею, спину, голову, груди и все остальные места от рака, инсульта, геморроя, запоя и т.п.. Принцип действия и эффективность оставим на совести авторов метода, да вот только в качестве такого чудо-аппарата может выступать обыкновенная металлическая расческа стоимостью не более 200 рублей. Про расческу я рассказал аудитории в шутку. Каково же было мое удивление, когда после занятия ко мне подошла группа слушателей и люди стали всерьез задавать вопросы о методике лечения артериальной гипертонии расческами! Спрашивали, где их лучше покупать, обязательно ли расческа должна быть металлической, можно ли прикладывать сразу две расчески к шее и с двух сторон одновременно... В начале это было смешно... 20.09.09
|