Чему можно научиться в школах здоровья?

На фотографии: так проходит очередное занятие в нашей общественной школе здоровья для пациентов с хронической сердечной недостаточностью

Проблемами современного этапа развития школ здоровья и опытом организации таких школ в поликлиниках № 7 и 12 г. Тюмени делится ПОТАПОВ Александр Петрович, врач-кардиолог, к.м.н.

Первоначально в этой заметке мы хотели рассказать о работе школ здоровья в поликлиниках № 7 и 12 г. Тюмени. Но засомневались в читательском интересе к очередному скучному отчету, и решили просто поделиться наболевшим.

Главный вопрос сегодня — нужны ли вообще школы здоровья, по крайней мере в существующих формах? Наш пятилетний опыт проведения таких школ для кардиологических пациентов свидетельствует - безусловно нужны! И форма в принципе не плохая, и эффективность есть. Другое дело — как учить и чему можно научиться в этих школах?

В современных условиях, когда за плечами у каждого — как минимум средняя школа, а то и ВУЗ — говорить об обучении навыкам здорового образа жизни по меньшей мере несерьезно.

Если человек за всю жизнь не научился чистить зубы или мыть руки перед едой — на рубеже своего 50-ти а то и 60-ти летнего юбилея вряд ли он вдруг станет этому учиться. С другой стороны, практически все наши пациенты самостоятельно и без особых затруднений осваивают тонометры, термометры, электронные весы и прочую домашнюю медицинскую утварь. Потому что вся эта техника — бытового медицинского назначения, и для ее правильного использования достаточно инструкции, а не лекции профессора медицины. А учить человека гигиене и прочим правилам здорового образа жизни надо в детском саду, а еще лучше - непосредственно у материнской груди. И делать это должны как раз те, кто и должен — родители, нянечки, воспитатели, учителя, детские врачи, наконец, которых для этого специально готовят, и сертификаты у них соответствующие имеются...

Еще хуже дело обстоит с попытками разъяснения правил лечения — проще сразу всех принять на первый курс мединститута. Современные таблетки — это не леденцы, любое их использование сопряжено с колоссальным риском для жизни и здоровья, а предусмотреть все возможные реакции на тот или иной препарат невозможно. Поэтому начинать любую фармакотерапию лучше всего в стационарных условиях (что, кстати сказать, раньше и делалось), а не разъяснять на лекциях, что у такого-то процента пациентов может быть сыпь, а у такого-то — понос... Плохое подспорье в этом деле - вкладыши к лекарствам, которые сплошь и рядом ориентированы строго на врачей-специалистов, и, чтобы их понять, необходимо наличие не только высшего медицинского образования, но и обладание хоть-каким-нибудь опытом практической работы. Даже врачи иногда не могут продраться через дебри фармакодинамики-кинетики, которыми пестрят эти вкладыши, к тому же гинеколог не способен до конца уяснить вкладыш кардиологического препарата, а кардиолог — соответственнно гинекологического.

Научить понимать инструкции к лекарственным средствам неподготовленного человека нельзя, а вот окончательно запутать его — очень даже можно.

Большинство наших сограждан — не-медиков в большинстве инструкций к лекарством в состоянии до конца понять только два слова: «противопоказано» и с «осторожностью». Поэтому и велик процент самовольного прекращения или вовсе отказа от лечения теми или иными таблетками. Объяснение особенностей применения назначенных средств — удел лечащего врача и фармацевта, непосредственно контактирующих с пациентом и несущих за это ответственность. Вплоть до уголовной. Кроме шуток.

Другой аспект проблемы — обучение пациентов правилам поведения при внезапном обострении заболевания — гипертоническом кризе или приступе стенокардии. Опять же научить пациента лечить даже самого себя ни за 12 минут приема, ни за полтора часа занятия в кардиошколе — невозможно — этому долго-долго учиться надо... Правила оказания первой и неотложной помощи не так просты, как может показаться на первый взгляд, работники «скорой помощи» знают, сколько ошибок допускается в таких случаях даже врачами и медсестрами со стажем, не говоря уже о дилетантах... так что обучение скорой помощи пациентов — это еще один миф...

И уж совсем пустое дело — пытаться обучать наших сограждан диагностике и дифдиагностике различных заболеваний... в лучшем случае они не поймут ничего, в худшем — такого «надифдиагнозят» - не один стационар не спасет...

Так чему же мы учим слушателей нашей школы здоровья? И чему у нас можно научиться?

Прежде всего грамотному комплектованию аптечек первой помощи, правилам пользования телефонной поддержкой, интернет-поддержкой и SMS-поддержкой медицинской направленности. Причем все условия для этого в нашей школе здоровья созданы (с 2008 г.). Любой, подчеркиваю, любой житель Тюмени и Тюменской области (впрочем, обращения даже из-за рубежа мы также не оставляем без внимания — ведем, например, интенсивную переписку с гражданами Израиля) может через наш интернет-сайт www.cardioblpg.narod.ru может обратиться к нам с просьбой о консультации — посредством чата, участия в форуме, электронной переписки, отправки SMS-сообщений непосредственно через сайт.

Мне могут возразить — ну какой интернет? Какие SMS? Наша бабушка телефонный номер набрать не может (конечно, кроме «03»), неграмотная, при лучине выросла, а вы ей — е-мэйлы писать... На что я возражу — не одни «подлучинные» бабушки являются потребителей медицинских услуг, все таки в большинстве своем люди в возрасте 50-70 лет знают и умеют пользоваться современными средствами связи, у каждого есть сотовый телефон, и компьютер есть в каждом доме. А жить захотят — и не тому научаться... Подавать жалобы, писать в прокуратуру и Президенту страны через интернет быстро все научились... Было бы желание.

Наша школа призвана прежде всего давать пациентам информацию. Причем только объективную. С одной стороны, люди буквально задыхаются от дефицита достоверных сведений о способах сохранения здоровья, с другой — захлебываются в океане дезинформации. Непримиримая информационная война бушует вокруг нас, причем война не на жизнь, а на смерть. Буквально! В рукопашной сошлись фармацевтические компании и сетевой маркетинг, сторонники учения Порфирия Иванова и любители телепроекта «Малахов плюс», поклонники китайской медицины и «народные» целители, полузабытые Кашпировский, Чумак, Джуна, Гробовой и многие-многие другие - только ленивый не вступил в схватку за жизни и кошельки наших сограждан. Причем эти кошельки и души — относительно легкая добыча, так как слабость к недобросовестной рекламе — национальная черта характера в РФ. Противопоставить потокам лжи и псевдоцелительных советов можно только твердо установленные и проверенные научные факты. Что мы и делаем.

Порой поражает и кругозор пациентов. Наповал. Пример? Недавно мы проводили занятие в нашей школе по проблеме нетрадиционных методов лечения в кардиологии. Коснулись вопроса эффективности аппарата «Онега». Кто не знает - чудо-прибор «Онега» (цена в магазинах от 2 до 8 тыс. руб) — это набор металлических зубьев, соединенных между собой проволокой. Гипотетически, если приложить такое устройство к шее (или к спине, животу, голове — и далее — по прилагаемому списку), то между зубьями прибора может возникнуть электрическая цепь из-за разности кожных электрических потенциалов, возможно - потечет слабый электрический ток, который и вылечит ваши шею, спину, голову, груди и все остальные места от рака, инсульта, геморроя, запоя и т.п.. Принцип действия и эффективность оставим на совести авторов метода, да вот только в качестве такого чудо-аппарата может выступать обыкновенная металлическая расческа стоимостью не более 200 рублей. Про расческу я рассказал аудитории в шутку. Каково же было мое удивление, когда после занятия ко мне подошла группа слушателей и люди стали всерьез задавать вопросы о методике лечения артериальной гипертонии расческами! Спрашивали, где их лучше покупать, обязательно ли расческа должна быть металлической, можно ли прикладывать сразу две расчески к шее и с двух сторон одновременно... В начале это было смешно...
Или другой пример. Известно, что эффективность лечения любого хронического заболевания напрямую зависит не только и не столько от эффективности использования лекарственного средства, сколько от того, используется ли предписанный препарат пациентом вообще, и, если и используется, то насколько систематически? Анализ показывает, что лишь половина наших больных с хроническими сердечными заболеваниями принимают назначенные лекарства боле-менее систематически, шестая часть - вообще не лечатся, остальные — от случая к случаю. Причем специфика терапии сердечно-сосудистых заболеваний такова, что именно бесконтрольное эпизодическое употребление лекарств является самым опасным.

Вот с этим недопониманием мы и боремся на занятиях нашей школы. Многое пройдено за 5 лет существования школы с нашими слушателями, и сегодня нам уже есть чем гордиться. Школа стала по-настоящему общественной, с реально действующим активом из 42-х человек во главе с нашим бессменным секретарем Чесалиной Серафимой Дмитриевной. Актив решает многие вопросы деятельности школы, начиная от оповещения участников о сроках и местах проведения занятий (а проводятся они поочередно на базе двух поликлиник — 7-й и 12-й) и заканчивая записью на прием к квалифицированным специалистам-кардиологам, вплоть до профессора - заведующего кафедрой факультетской терапии ТюмГМА. За последние 2 года проведено 49 занятий по самым различным темам — АГ и диабет, ХСН и остеохондроз позвоночника, ИБС и заболевания сутавов, продление жизни, АГ и бессоница и ряду дргих. Проучено около 500 человек, многие имеют сертификаты участников, дающие дополнительные льготы при получение медицинских услуг. На повестке дня — организация заочного обучения, а также дистанционного обучения через интернет.

Школа открыта для всех (любой житель Тюменской области может принять участие в наших занятиях), оплата обучения производится по обычным полисам ОМС. Хотите узнать больше — заходите на наш сайт www.cardioblog.narod.ru. И будьте здоровы!

Александр Петрович Потапов, врач-кардиолог, к.м.н., руководитель общественной школы здоровья для пациентов с ХСН ММЛПУ ГП № 7 и 12.

20.09.09


E-mail: cardioblog@ya.ru



Сайт создан в системе uCoz